Пятница, 17.05.2024, 12:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Буцких В.В.
Форма входа
Поиск по сайту
Главная » Файлы » Мои файлы

Они сражались за Родину....
19.08.2021, 16:26

Чем дальше уходят в прошлое от нас годы военного лихолетья, тем больше вскрывается новых фактов великого подвига наших отцов и дедов во имя Отчизны. И низкий поклон всем, кто возвращает память к фронтовому поколению, заставляет тревожно биться сердца наших современников.

 

 У поэта Василия Шабанова есть такие пронзительные строки:

«Нынче мало дедов на селе,

В нашем детстве дедов было больше.

Спят они солдатским сном в земле,  где - нибудь в Германии иль в Польше.

Им звенят спасённые хлеба, солнцем мая до краёв согреты…      

А в России каждая изба бережёт солдатские портреты».

 

Я хочу рассказать о легендарном человеке, судьба которого неразрывно связана с историей нашей страны, чья юность была опалена войной. Это Василий    Аристархович  Шипулин, участник Великой Отечественной войны, в послевоенное время генеральный директор Энгельсского приборостроительного объединения «Сигнал». «Почётный гражданин Энгельсского муниципального района» (2009 г.). За ратные подвиги и многолетний добросовестный труд Василий Аристархович отмечен многими государственными наградами.       Материалы о герое были собраны моими воспитанниками во время встреч с ним в школе, посещения на дому, работа с личными документами ветерана.                                                                                               Родился Василий Аристархович 27 ноября 1923 года в старинном городке Елец  Липецкой области. Рос в большой и дружной семье. Отец Василия Аристарховича – Аристарх Фролович Шипулин работал прорабом на стройке. Мама Ирина Андреевна была домохозяйкой. Детей в семье было пятеро: сыновья Василий, Николай, Алексей, Сергей и сестра Елена.                                                                                                     Город Елец – типичный русский купеческий городок, где всё дышит историей. Тихие улочки, деревянные дома, у каждого дома садик. Речка Сосна, красивые соборы и церквушки. Каменные дома, оставшиеся от богатого купечества. Город Елец -   родина писателей Михаила Пришвина, Ивана Бунина, композитора Тихона Хренникова. Город Елец – город воинской Славы.                                                                 В июне 1941 года Василий Аристархович окончил школу с золотой медалью.  На 21 июня был назначен выпускной вечер, который состоялся в парке железнодорожников. Тёплый вечер, романтическое настроение. Рядом друзья, одноклассники. Семнадцать лет, школа позади. Впереди взрослая жизнь. Мечты на будущее… К этому времени уже пришло подтверждение о приёме в Военно-медицинскую академию в Ленинграде. Мечта пройти моря и океаны в должности военного корабельного врача стала приобретать реальные очертания. По традиции выпускной вечер продолжался до утра. Весёлое и лёгкое настроение не предвещало беды.

Под утро от лётчиков, штаб которых находился в непосредственной близости от парка, выпускники узнали, что началась война. Ребята осаждали военкомат, с просьбой направить их на фронт. Торопились мальчишки, думали, что война закончится без них. К этому времени старший брат Василия Аристарховича, Николай заканчивал авиационное училище в Брянске (погиб в воздушном бою в начале 1942 г. под городом Воронежем). И поэтому младший брат просил направить его в это училище. Просьбу удовлетворили, и Василий стал курсантом авиационного училища в Брянске.                                                                                                                       Через восемь месяцев, пройдя сокращённую программу подготовки лётчиков, он в звании младшего лейтенанта был направлен в сентябре 1942 г. в  118-й отд. штурмовой авиаполк 16 ВА. под Сталинград, где  шли тяжёлые и кровопролитные бои. Враг рвался к Волге. Молодой лётчик летал на легендарном  штурмовике Ил-2 «летающий танк», который гитлеровцы прозвали «Чёрная смерть». Основным  назначением Ил-2 была непосредственная поддержка войск на поле боя и уничтожение с воздуха танковых и моторизованных группировок противника. Ни одна армия не имела на вооружении подобного самолёта. Он имел мощное стрелково-пушечное вооружение, мог нести бомбы, экипаж был надёжно защищён бронёй.                  В январе 1943 г. в одном из воздушных боёв Василий Аристархович был тяжело ранен. После излечения в госпитале, в марте 1943 г. был признан негодным по состоянию здоровья к лётной службе и направлен в запасной полк в город Челябинск. После короткой переподготовки он в звании лейтенанта направлен командиром стрелковой роты 52 стр. дивизии 423 стр. полка (Степной фронт), где разворачивалась грандиозная Курская битва, в ходе которой стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования – наступил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.                                                                               Василий Аристархович принимал участие в Курской битве, командуя стрелковой ротой. При освобождении г. Харькова в сентябре 1943 г. был ранен в очередной раз и отправлен в госпиталь на излечение. После выписки из госпиталя, перед отправкой на фронт, ему разрешили на три дня заехать в  Елец к родителям, которые не покидали город и не уезжали в эвакуацию (город был оккупирован  гитлеровцами в декабре 1941 г.; им удалось продержаться в городе только пять  дней).                                                          В январе 1944 г. после излечения в госпитале Василий Аристархович   был направлен командиром стрелковой роты 80-й стр. дивизии, 2-й Украинский фронт. В марте 1944 г. в Правобережной Украине развернулось Корсунь-Шевченковское сражение. В ходе боёв молодой офицер был опять ранен, и с апреля по июль 1944 г. находился на излечении в госпитале. Был признан ограниченно-годным к службе и направлен на 3-й Украинский фронт, командиром зенитно-пулемётных установок  449-й артбригады 80-й гвардейской стр. дивизии. А  дальше участие в Ясско-Кишенёвской операции, бои в Румынии и в Венгрии. Ожесточённые сражения развернулись за столицу Венгрии - Будапешт и в районе озера Балатон. После тяжелейших боёв, с огромными потерями для противника Будапешт был взят советскими войсками. Соединение, в котором воевал Василий Аристархович, было нацелено на взятие столицы Австрии-Вены. 13 апреля 1945 г. Вена полностью была освобождена от немецко-фашистских войск.                                                                                                9 мая 1945 г.  был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. День Победы старший лейтенант Шипулин встретил в окрестностях Вены. В сентябре 1945 г. воинская часть, где проходил службу Василий Аристархович, была перебазирована в Венгрию. В конце 1945 г. он был демобилизован из рядов Красной армии  по состоянию здоровья, и в январе 1946 г. вернулся домой в Елец.                           Возвращаться к мирной жизни, после четырёх лет войны было нелегко. По состоянию здоровья. Сказались ранения, полученные на фронте. Какой путь в жизни выбрать? И он решает продолжить образование, связанное с авиацией. Документы были направлены в Ленинградский институт авиационного приборостроения. В 1952 г. институт закончен, и выпускник Шипулин В.А. в апреле 1952 г.  был направлен на завод авиационного приборостроения в городе Энгельсе, в будущем ЭПО «Сигнал». Завод нуждался в инженерных кадрах. Вскоре Шипулин В.А. был назначен руководителем отдела технического контроля. В 1956 г. его назначают главным инженером. А уже в июне 1957 г. Василию Аристарховичу  было предложено возглавить завод. Ему к этому времени не исполнилось и 35 лет!                                       Вся последующая жизнь Василия Аристарховича была связана с ЭПО «Сигнал». В 1960-1980-х годах завод «Сигнал» самое крупное приборостроительное предприятие в авиационной промышленности. Наверное, не было у нас самолёта или ракеты, на которых бы не стояли приборы, изготовленные на заводе. Шипулин В.А. принимал самое активное участие и в создании приборов и испытательных стендов для «Бурана» . Он был членом координационного Совета при Генеральном конструкторе на заводе-изготовителе «Бурана». Надёжность всех приборов и систем жизнеобеспечения показал и подтвердил первый, и к сожалению последний,  беспилотный полёт и посадка в автоматическом режиме.                                                                            Василий Аристархович вышел на заслуженный отдых в 1985 г., пенсионером союзного значения. Он оставил коллектив предприятия численностью более 10 000 человек, из них 2 500 инженерно - технического персонала. Предприятие входило в число лучших в министерстве авиационной промышленности.                                       За заслуги перед Отечеством Василий Аристархович был удостоен высоких наград: орден Ленина (1981), 2 ордена Трудового Красного знамени (1970, 1974), 2 ордена Знак Почёта (1959, 1961) орден Отечественной войны 1 ст. (1985), 2 ордена Красной Звезды (1944, 1945), орден К.Э. Циолковского Федерации космонавтики России (2008). В 2009 г. Шипулину В.А. было присвоено звание «Почётный гражданин Энгельсского муниципального района». Несмотря на преклонный возраст, Василий Аристархович продолжал занимать активную жизненную позицию. Он часто встречался с учащимися средней школы № 21, являясь для них образцом служения Родине. Прожив достойную жизнь, Василий Аристархович ушёл из жизни 23.04.2019 г.

Категория: Мои файлы | Добавил: saf21
Просмотров: 90 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: